Вложения иностранцев в России терпят убытки

Между Западом и Кремлем продолжаются противостояние, усиленное финансовыми санкциями, ведутся разговоры об экономическом суверенитете и импортозамещении. Данные темы перекрыли для рядовых наблюдателей два важных факта: иностранный капитал, несмотря ни на что, продолжает существовать в России, более того, его присутствие в РФ намного более ощутимо, чем на первый взгляд.

Вложения иностранцев в России терпят убытки

Мало кто из покупателей сетевых магазинов РФ задумывался, что пачка молока с улыбающимся мультипликационным котом Матроскиным на упаковке, это часть продукции французской компании Danone. И кто заподозрит, что пачки сока зеленого цвета, под названием «добрый» принадлежат американской компании Coca Cola.

Специалисты говорят, что понятие финансового и экономического суверенитета – это не пустой звук. Так что тем жителям России, которые намерены покупать отечественные товары следует быть на чеку при ежедневных походах в магазин. Попытки обнаружить российское пиво скорее всего столкнуться с большим количеством товаром датской компании Carlsberg, которая контролирует 36,1 % рынка, согласно результатам второго квартала этого года. Российские сигареты давно уже были потеснены на полках прилавков пачками сигарет British American Tobacco (21,46 % рынка по итогам первого полугодия), хотя название сигарет может не иметь ничего общего с английским языком и носить советско-ностальгическое имя.

Журналисты Би-би-си подняли вопрос о том, каковы масштабы присутствия западного капитала в России, и какими потерями чревато для страны частичное замораживание инвестиционных проектов с его участием. По данным Федеральной налоговой службы, из 3,99 миллиона коммерческих компаний, состоявших на учете в России в прошлом году, 23,5 тысячи приходились на компании с иностранным участием. Это всего 0,6 % от общего количества коммерческих предприятий.

Определенный период ознаменовался для этих компаний содержанием 3,44 миллионов сотрудников, что от общего числа экономически активного населения России (71,8 миллиона) составляло 4,79 %.

Для неискушенного в экономике человека, вклад иностранных предприятий в российскую экономику может показаться небольшим. Но это заблуждение, так как, если обратиться к показателю выпуска продукции и объему инвестиций в средства производства, ситуация предстает в ином свете. Несмотря на то, что провести оценку производства товаров, осуществляемого иностранными компаниями, сложно, соответствующие расчеты существуют.

Татьяна Ратникова и Анна Гладышева из Высшей школы экономики в статье «Тенденции распределения иностранного капитала в российские предприятия пищевой промышленности» пишут, что в пищевой отрасли доля иностранного капитала составляла 60 % еще пару лет назад. Сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Борис Кузнецов пишет:

«Не секрет, что у нас есть целые отрасли, практически полностью принадлежащие иностранному капиталу: например, пивоваренная или табачная промышленность. Но и в других отраслях, если брать более крупные отраслевые комплексы, доля иностранного капитала составляет примерно 15-20 %».

Исследователи экономики – В.А. Овсянников и А.П. Цыпин в статье «Оценка доли иностранного капитала в промышленности России (2010-2014)» излагают более впечатляющие подсчеты. Так, согласно опубликованным учеными цифрам, доля иностранного капитала в добывающем секторе промышленности в 2014 году составила 13,07 %, в обрабатывающих производствах 26,03 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды 3,07 %. В целом, на предприятия с иностранным участием в трех вышеназванных секторах промышленности, по их подсчетам, приходится 42,16 % от объема выпуска продукции.

Не меньшее впечатление производит инвестиционная активность предприятий с иностранным участием. Ведущим макроэкономическим показателем эффективности экономики РФ являются вложения иностранцев в основной капитал, под которыми подразумевается финансирование производства с длительным сроком использования (технологическое перевооружение, новые станки).

Российская статистика говорит о том, что предприятия с иностранным участием в России в 2014 году сделали инвестиций в основной капитал на сумму 1,849 триллиона рублей – это 13,74 % от общего объема инвестиций в основной капитал внутри страны (13,46 триллиона рублей).

Однако, после наступления кризисной ситуации в экономики, зарубежные инвесторы решили пересмотреть свое финансирование. Благодаря данным оценок платежной способности россиян, который были обнародованы на сайте ЦБ в октябре, стало известно, что вложения иностранцев в небанковский сектор в январе-сентябре 2015 года уменьшились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в три раза: 6,3 миллиардов долларов против 20 миллиардов долларов.

Ряд российских предприятия в обстоятельствах неопределенности решили оптимизировать свой бизнес. К примеру, в сентябре частично свернул свое присутствие в стране немецкий Deutsche Bank. За ним последовало большое сокращении предпринимательства в России, и в марте объявила американская GM (бренды Opel и Chevrolet) о сворачивании своей деятельности на территории РФ.

Известно, что британская консалтинговая компания Global Counsel провела анализ, основываясь на отчетностях 46 крупнейших иностранных игроков на российском рынке и пришла к выводу, что компании в основном используют один из трех методов реакции на кризисную ситуацию.

Немало иностранных корпораций приняло решение ждать перемен без видимых изменений. При этом некоторые урезают свои российские операции, но не полностью их сворачивают, оставляя пространство для возвращения на рынок. Яркий пример –  немецкий концерн Siemens, который объявил в 2015 году об уменьшении своего российского бизнеса вдвое. Вторая группа компаний придерживается неоднозначной стретегии «удваивания ставок», несмотря на отсутствие позитивных прогнозов в их секторе.

Наконец, третья категория компаний работает так, как и до кризиса (в основном, это касается фармацевтического рынка), где показатели спроса достаточно высоки даже в такой неблагоприятный для страны период.

Источник новостиwww.bbc.com

.